ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ АРХИТЕКТУРНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Доцент И.С.Байджанов (УрГУ)
Вопрос о качестве образования, очевидно, был актуален в любые времена, но сегодня этот вопрос может быть рассмотрен еще и в смысле «образования» специалиста из студента. Наше время более изменчиво, более текуче, более стремительно, чем любая эпоха во всей истории человечества. Предельно ускорилось все – темп сбора научных данных, изобретательская активность, скорость выработки новых технологических решений, рост благосостояния.
Все ежедневно складывается в новую, прежде неведомую комбинацию и ставит человека перед необходимостью соответствовать ей. Пятиклассники сегодня на занятиях по информатике получают те знания и навыке, которые пять лет назад преподавались на компьютерах только взрослым людям, и которыми, возможно, и сейчас не владеют их родители.
За последнее десятилетие подвергся кардинальным изменениям весь процесс обучения, особенно в части технических дисциплин и в сфере обучения профессиональным навыкам. Дело в том, что практически в каждой области жизни мы сталкиваемся с молниеносным старением и смертью фактов, приемов и методов. Зато инструментарий с каждым годом усложняется. В руках студента оказалось такое мощное средство, как компьютер. Применение САПР все более и более облегчает процесс проектирования время работы над проектом сократилось в десятки раз. Но стал ли студент от этого умнее?
Видимо нам необходимо понять, что сегодня человек, которого мы называем «образованным» или «подготовленным» или «умным», должен обладать несколько иным набором качеств, чем ранее. Здесь придется применить модное сейчас слово – креатив – этап вдохновенного творчества, процесс детализации творческого продукта.
Наверное, мы должны научить людей быть более креативными, именно в том смысле, чтобы они были готовы принять новое, умели импровизировать, смогли взять под контроль устарение только что внедренного в производство продукта, только что освоенного способа производства.
Ну а раз мы должны готовить таких людей, значит мы и сами должны быть людьми, которые не борются с переменами, а предвосхищают их, и радуются им, принимая соответствующие творческие решения.
Одним из элементов обновления должно стать обучение «старого» профессорско-преподавательского состава цикла основных дисциплин по профессиональной деятельности. Пусть преподаватели овладеют современными инструментами, а именно – информационными технологиями – не хуже, а лучше студентов, и, освоив их, поднимут качество преподавания на новую степень.
Рассмотрим в целом вопрос эффективного применения современных информационных технологий в деятельности специализированного образовательного учреждения. Здесь можно выделить несколько направлений.
1. Обучение преподавательского состава сначала основам автоматизированного проектирования, затем всему спектру программ, используемым в сфере архитектуры и дизайна.
2. Создание электронных курсов и компьютерных учебников, которые можно будет эффективно использовать во всех формах обучения, включая дистанционные.
3. Разработка и применение тестов. Система оценок. Внедрения набор тестов по курсу «Проектирование в среде ArchiCAD». Что касается оценивания результатов, то также, постепенно, вузы должны перейти на свою собственную систему оценки знаний.
4. Создание Web –сайта с целью создания многофункционального, работоспособного творческого ресурса, способного стать координирующим центром, информационным узлом в сети всех сайтов по архитектуре или дизайну. В информационном пространстве портала авторы смогут делиться накопленными знаниями и достигнутыми успехами и влиять таким образом на повышение культурного уровня студенчества и всего сетевого общества.
Известно, конечно, что многие творческие работники, однажды столкнувшись с плагиатом в Сети, опасаются выкладывать в сеть результаты своих трудов. Интернет, скорее всего, окажется слишком открытым пространством для ученых, которые дрожат за свои авторские права и будущую степень. Но можно заметить, что для истинно интеллигентных людей вопросы воспитания и образования масс должны иметь все же значительно больший вес, чем простая уверенность в неотьемлемости своих идей от своего имени.
Ну, а человек по настоящему творческий не может сомневаться, что на смену одной его идее вскоре придет новая, и не одна. Таким образом,предполагается, что сайт будет работать в интернете не только сам на себя, но и на информатизацию города – в плане предоставляемой информации и профессиональных коммуникаций.
В далеком будущем, конечно же, оптимально было бы перевести сайт на уровень виртуального университета.
5. Организация внутренных конкурсов, выставок и олимпиад, участие в российских и международных конкурсах архитектурно-художественных проектов.
6. Предоставление доступа студентам к мировой электронной прессе. Современный студент может и должен быть в курсе всех событий, происходящих в области его творчества.
7. Формирование собственных периодических изданий, в некоторой степени дублирующих содержание портала, в некоторой степени служащего целью ознакомления с результатами конкурсных проектов.
Идеальным выходом было бы создание системы самопубликации, и хорошими интерактивными разработками. Создание электронных публикаций своих работ было бы даже выгодней для студентов, так как материальные затраты при этом свелись бы практически к нулю, в отличие от создания портфолио на бумаге.
В заключение можно заметить, что проведение всех вышеназванных мероприятий, чуткое улавливание всех новшеств, осмысление и адаптация их к образовательному процессу, содействует процессу обновления Университетов, активизирует творческий потенциал, учащает выход студентов на международные конкурсы. А это, в свою очередь, вносит свой голос в развитие современных архитектурно-дизайнерских течений.
Кандидат архитектуры Байджанов И.С.